Неточные совпадения
И точно, он начал нечто подозревать. Его поразила тишина во время дня и шорох во время ночи. Он видел, как с наступлением сумерек какие-то тени бродили по городу и исчезали неведомо куда и как с рассветом дня те же самые тени вновь появлялись в городе и разбегались по домам. Несколько дней сряду повторялось это
явление, и всякий раз он порывался выбежать из дома, чтобы лично расследовать
причину ночной суматохи, но суеверный страх удерживал его. Как истинный прохвост, он боялся чертей и ведьм.
— XIX век — век пессимизма, никогда еще в литературе и философии не было столько пессимистов, как в этом веке. Никто не пробовал поставить вопрос: в чем коренится
причина этого
явления? А она — совершенно очевидна: материализм! Да, именно — он! Материальная культура не создает счастья, не создает. Дух не удовлетворяется количеством вещей, хотя бы они были прекрасные. И вот здесь — пред учением Маркса встает неодолимая преграда.
То, что
причина порождает следствие в мире феноменов, есть в сущности ненормальное
явление.
Но несмотря даже и на столь внушительные воспоминания сии, все же трудно было бы объяснить ту прямую
причину, по которой у гроба старца Зосимы могло произойти столь легкомысленное, нелепое и злобное
явление.
Но одна из этих
причин очевидна, она проходит через все исторические
явления и через все стороны нашего нынешнего быта.
Еще не занимались хорошенько разбором
причин, по которым, при данном нашем историческом положении, мы видим такие
явления, противоречащие тому, чего следует ожидать от самого устройства организма.
В прежнее время медведь не обижал людей и домашних животных и считался смирным, но с тех пор, как ссыльные стали селиться по верховьям рек и вырубать тут леса и преградили ему путь к рыбе, которая составляла его главную пищу, в сахалинских метрических книгах и в «ведомости происшествий» стала появляться новая
причина смерти — «задран медведем», и в настоящее время медведь уже третируется, как грозное
явление природы, с которым приходится бороться не на шутку.
Мы знаем общую
причину такого настроения, указанную нам очень ясно самим же Островским, и видим, что Марья Антиповна составляет не исключительное, а самое обыкновенное, почти всегдашнее
явление в этом роде.
Если он ставит в зависимости один от другого несколько фактов, а по рассмотрению критики окажется, что эти факты никогда в такой зависимости не бывают, а зависят совершенно от других
причин, — опять очевидно само собой, что автор неверно понял связь изображаемых им
явлений.
— Выкинуть-с! — повторил Салов резким тоном, — потому что Конт прямо говорит: «Мы знаем одни только
явления, но и в них не знаем — каким способом они возникли, а можем только изучать их постоянные отношения к другим
явлениям, и эти отношения и называются законами, но сущность же каждого предмета и первичная его
причина всегда были и будут для нашего разума — terra incognita». [неизвестная земля, область (лат.).]
Наконец, если мы всмотримся ближе в
причины, обусловливающие такое
явление, как сепаратизм, то легко увидим, что и тут главную роль играет неясность понятий о государстве: многие смешивают понятие о государстве с понятием о родине и даже о родной колокольне; другие приходят в смущение вследствие частых изменений государственных граничных рубежей.
Ясно, что
причина этого
явления лежала совсем не в офицерах пошехонского полка, но объяснялась гораздо проще.
С ним происходили подобные
явления и прежде, с самого раннего детства, и он знал, что, для того чтобы успокоиться, надо отыскать первоначальную
причину этой смутной тревоги.
Отчего же, несмотря на убедительность этих доводов, все-таки ощущается какая-то неловкость в то самое время, когда они представляются уму с такою ясностью? Несомненно, что эти люди правы, говорите вы себе, но тем не менее действительность представляет такое разнообразное сплетение гнусности и безобразия, что чувствуется невольная тяжесть в вашем сердце… Кто ж виноват в этом? Где
причина этому
явлению?
Что же касается до развития, то вопрос об уместности его искони решен в утвердительном смысле, и ежели в последнее время оживился несколько более, то
причина этого
явления заключается в том, что накопились и умножились самые запросы жизни.
Но ежели высказанные сейчас замечания верны относительно скитальцев вообще, то относительно русских скитальцев из породы культурных людей они представляют сугубо непреложную истину. Попробую объяснить здесь
причины, обусловливающие это
явление.
В том или другом случае
причиной его поступка было не известное
явление, а признание известного положения истиной и вследствие того признание того или другого
явления достаточной
причиной поступка.
Все эти
явления могли бы казаться случайными, если бы они все не сводились к одной общей
причине, как и могло бы казаться случайным то, что весной на некоторых деревьях начинает наливаться почка, если бы мы не знали, что
причина этого — общая весна и что если на некоторых деревьях ветви начали мякнуть, то наверное то же будет и со всеми.
Причина и в том, что люди полагают, что они поняли учение это, когда решили, как это делают церковники, что оно сверхъестественным способом передано им; или, как это делают люди научные, что они поняли его, когда изучили часть тех внешних
явлений, которыми оно выразилось.
Как это и сказано в Евангелии: «и никто не придет ко мне, если отец не привлечет его к себе» (Иоан. VI, 44), т. е. что признание истины, составляющее
причину всех
явлений жизни человеческой, не зависит от внешних
явлений, а от каких-то внутренних свойств человека, не подлежащих его наблюдению.
Нахождение разночинцев на государственой службе составляет, конечно, одну из
причин таких нежелательных
явлений, как то, которое возмутило ваше спокойствие.
Разве иногда в шутку с Отрожденским, когда он издевается над вечностью и отвергает все неисследимое на том основании, что все сущее будто бы уже исследовано в своих
явлениях и
причинах, ну тогда я, шутя, дозволяю себе употребить нечто вроде метафизического метода таким образом, что спросишь: известно ли ученым, отчего кошки слепыми рождаются? отчего конь коню в одном месте друг друга чешут? отчего голубь в полночь воркует?
Надо смотреть в корень и искать в каждом
явлении причину всех
причин.
Иногда они не понимают друг друга — это, конечно, дело возможное; но
причина этого
явления заключается не в чем-либо существенном, а просто в том озорстве, которому, по временам и притом всегда без надобности, предаются пенкосниматели.
Одним словом, мы должны понять, что такой великий человек, как Лаевский, и в падении своем велик; что его распутство, необразованность и нечистоплотность составляют
явление естественно-историческое, освященное необходимостью, что
причины тут мировые, стихийные и что перед Лаевским надо лампаду повесить, так как он — роковая жертва времени, веяний, наследственности и прочее.
Такое преемство изучается только в истории, когда и
причины и действия уже завершились в известном круге
явлений.
Однако же в этом отношении произведение искусства находится в гораздо благоприятнейших обстоятельствах, нежели
явления действительности; и эти обстоятельства могут заставить человека, не привыкшего анализировать
причины своих ощущений, предполагать, что искусство само по себе производит на человека более действия, нежели живая действительность.
Известное дело, что охотники-простолюдины — все без исключения суеверны, суеверны гораздо более, чем весь остальной народ, и, мне кажется, нетрудно найти тому объяснение и
причину: постоянное, по большей части уединенное, присутствие при всех
явлениях, совершающихся в природе, таинственных, часто необъяснимых и для людей образованных и даже ученых, непременно должно располагать душу охотника к вере в чудесное и сверхъестественное.
От каких неведомых
причин происходило это
явление — не знаю, но в действительности его ручаюсь.
Он не хотел отстать от
явления, на которое однажды бросил свой взгляд, не проследивши его до конца, не отыскавши его
причин, не понявши связи его со всеми окружающими
явлениями.
Явление это не было лишено
причин достаточных, чтоб узаконить его.
Я прибавлю, что, по моему мнению, он уже никогда не выздоравливал совершенно и что смерть Пушкина была единственной
причиной всех болезненных
явлений его духа, вследствие которых он задавал себе неразрешимые вопросы, на которые великий талант его, изнеможенный борьбою с направлением отшельника, не мог дать сколько-нибудь удовлетворительных ответов.
Катерина Матвеевна(крепко жмет Беклешову руку, так что он морщится от боли; Беклешову).Меня всегда поражало то
явление, что между мужчинами связи товарищества имеют устойчивость, тогда как между женщинами
явление это не… воспроизводится, так сказать. Не коренится ли
причина этого в низшей степени образования, даваемого женщине? Не так ли?
Я до сих пор не могу понять
причины этого
явления: была ли здесь ошибка нашего зрения, напряженного беспрестанной игрой молнии по всему небу, имело ли особое значение случайное расположение туч, или Я до сих пор не могу понять
причины этого
явления: была ли здесь ошибка нашего зрения, напряженного беспрестанной игрой молнии по всему небу, имело ли особое значение случайное расположение туч, или свойства этой проклятой болотной котловины?
Фукс не мог удовлетворительно объяснить мне
причины таких
явлений.
И поэтому-то именно замечательный художник важен в общественном смысле: в жизни-то еще когда наберешь фактов, да и те будут бледны, отрывочны, побуждения неясны,
причины смешаны; а тут, пожалуй, и одно или два
явления представлены, да зато так, что после них уже никакого сомнения не может быть относительно целого разряда подобных
явлений.
По крайней мере теперь узнайте и почтите его — за то, что он «первый поднял вопрос о трезвости и был
причиною распространения этого отрадного
явления в разных областях великого отечества нашего».
Не заключается ли
причина этого
явления в самой сущности романа и в отношении его к современному положению общества?
Имея летописи, которых ранним появлением, добросовестностью и основательностью в отношении к внешним фактам имеем право гордиться пред другими народами, мы, однако же, не имеем ничего, что бы объяснило нам самый внутренний смысл всех
явлений нашей истории, осветило бы все наши недоумения касательно их связи,
причин и характера.
Притом же, к слову сказать, все, о чем мы теперь говорим, происходило как раз в такое время, когда из-за границы к нам приходили в изобилии вести о спиритических
явлениях. Они тогда возбуждали любопытство, и я не видал
причины не интересоваться тем, во что начинают верить люди.
Ибо каков же тот деятельный принцип, который влияет, взирая на идеи?» Итак, мир идей обречен на бессильную трансцендентность миру
явлений, так как отсутствует движущая
причина перемен, становления duia, όθεν ή δρχή της μεταβολής [
Причина движения или какого-либо изменения (греч.).].
В самом деле, против мнимого платоновского дуализма, разъединяющего и противопоставляющего идеи и
явления, Аристотель утверждает их неразрывность: идея есть движущее начало, цель,
причина, энтелехия, она имманентна вещи и, однако, есть для нее prius, онтологически ей предшествует, т. е. ей в известном смысле трансцендентна.
«Поэтому должна быть принята такая причинность, чрез которую нечто совершается, без того, чтобы эта
причина не определялась далее еще через какую-либо предшествующую
причину по необходимым законам, т. е. через абсолютную спонтанность
причин, которые бы от себя начинали ряд
явлений, протекающих по законам природы, следовательно, трансцендентальную свободу, без которой даже в развитии природы порядок
явлений со стороны
причин никогда не является полным» (370).
Удовольствие и неудовольствие, это — только следствия, только сопутствующие
явления; они — второстепенные вещи, не
причины; это — суждения ценности второго ранга».
Причина этого
явления скоро разъяснилась. Ветер, пробегающий по долине реки Сонье, сжатый с боков горами, дул с большой силой. В эту струю и попали наши лодки. Но как только мы отошли от берега в море, где больше было простора, ветер подул спокойнее и ровнее. Это заметили удэхейцы, но умышленно ничего не сказали стрелкам и казакам, чтобы они гребли энергичнее и чтобы нас не несло далеко в море.
Но ошибочно и поверхностно думать, что
причиной зла является сама революция, столь же поверхностно, как и думать, что революция есть
явление добра и справедливости и создает совершенный социальный строй.
Первый настоящий страх, от которого шевелились мои волосы и по телу бегали мурашки, имел своей
причиной ничтожное, но странное
явление. Однажды, от нечего делать, ехал я июльским вечером на почтовую станцию за газетами. Вечер был тихий, теплый и почти душный, как все те однообразные июльские вечера, которые, раз начавшись, правильной, непрерывной чередой тянутся один за другим неделю-две, иногда и больше, и вдруг обрываются бурной грозой с роскошным, надолго освежающим ливнем.
Рассуждая на основании своего сознания, я вижу, что соединявшее все мои сознания в одно — известная восприимчивость к одному и холодность к другому, вследствие чего одно остается, другое исчезает во мне, степень моей любви к добру и ненависти к злу, — что это мое особенное отношение к миру, составляющее именно меня, особенного меня, не есть произведение какой-либо внешней
причины, а есть основная
причина всех остальных
явлений моей жизни.
Но нас смущает то, что мы не видим
причин и действий нашей истинной жизни так, как видим
причины и действия во внешних
явлениях: не знаем, почему один вступает в жизнь с такими свойствами своего я, а другой с другими, почему жизнь одного обрывается, а другого продолжается? Мы спрашиваем себя: какие были до моего существования
причины того, что я родился тем, что я есмь. И что будет после моей смерти от того, что я буду так пли иначе жить? И мы жалеем о том, что не получаем ответов на эти вопросы.
И
причиною этого чрезвычайного
явления было только то, что начальник лазарета и смотритель были элементарно честными людьми и не хотели наживаться на счет китайцев.